Наказание в воспитании детей

Воспитывать ребёнка непросто. Ещё сложнее разобраться во всех особенностях детской психики и способах взаимодействия с ней. Как наказывать и поощрять ребёнка? Как не превратиться в палача и деспота, а оставаясь любимым и любящим родителем, формировать и поддерживать дисциплину?

наказание в воспитании детей

Вопросы наказания и поощрения всегда начинаются с родителей. Модель поведения тянется ещё с тех времен, когда они сами были детьми. Но самое печальное, что как бы они ни хотели и стремились вести себя иначе, чем их родители с ними, всё возвращается на круги своя.

С вопросами о своём правильном отношении к наказанию и поощрению родители часто обращаются к детскому психологу, не в силах справиться и разобраться самостоятельно. Дело в том, что все прекрасно помнят, как было обидно и горько получать наказания в детстве. Поэтому хочется дать ребёнку нечто другое. Но и здесь возникают перекосы: либо родители дозволяют делать ему всё, что он хочет, либо наказывают ребёнка так же, как поступали с ними. И то, и другое вызывает неадекватное поведение детей. С одной стороны, непослушание и манипулирование, с другой — неуверенность в себе и недоверие к миру и людям.
Но, так или иначе, существует понятие «наказание». Это не всегда образ родителя со страшным, перекошенным от гнева лицом с ремнём или розгами в руках. Для некоторых детей наказание — это огорчение родителя его поведением или отношением. И это самая правильная позиция. К этой реакции должен стремиться каждый родитель, кому важны хорошие, гармоничные отношения со своим ребёнком.

Существуют некие правила наказания детей:

1. Нельзя наказывать ребёнка после сна, до сна, в момент купания, в период болезни, во время еды, при людях.
2. Нельзя наказывать «личность» ребёнка — следует наказать «поступок». Т. е. родителю надлежит разбирать поступок как таковой, а не называть ребёнка непотребными словами, унижая его личность.
3. Нельзя наказывать «вдогонку». Один проступок — одно наказание. На следующий день припоминать и наказывать ещё раз за это же недопустимо.
4. Нельзя наказывать работой, иначе любой вид деятельности может быть расценён ребёнком как наказание.
5. Нельзя наказывать «за компанию». В семьях, где больше одного ребёнка, это иногда практикуется. Каждый должен получить своё.
6. Нельзя наказывать ребёнка, если сам в плохом настроении или самочувствии. Получается так, что вроде не специально, но на ребёнка родитель проецирует всё недовольство своим положением.

Есть ли в таком случае «правильное» наказание?

Да. Но для начала рассмотрим разновидности тех, что обычно практикуются в семьях.
1. Физическое наказание: ремень, шлепки, подзатыльники, стояние на крупе, в углу и т. д.
2. Лишение любви: игнорирование, бойкот, фразы типа «если ты не будешь делать, то я тебя не буду любить» и пр.
3. Ограничение желаний: лишение компьютера, прогулок, поездок, цирка, прихода друзей, телефона, планшета и т. п.
По сути, родитель сам вправе решать, какое наказание будет уместным и эффективным для его ребёнка. Но это не самые лучшие способы. Они бьют по психике детей, и родитель, достигая кратковременного эффекта послушания, деформирует долгосрочное воспитание ребёнка и его самоценность.

Если брать в пример не запущенные случаи поведения ребёнка, а эпизодичные, т. е. когда нарушение правил и дисциплины происходят нечасто и непреднамеренно, тогда самым лучшим способом решить проблемы является общение. Называть эту технику можно «визуальным контактом».

Правила проведения «визуального контакта»:

1. Вы садитесь на одну плоскость: диван, стулья, лавки. Лицом к лицу, и самое важное: видеть глаза друг друга. Именно через них проходит вся информация. Это гораздо эффективнее, чем кричать громким голосом из другой комнаты, пытаясь донести своё недовольство.
2. Спокойным, ровным, низким голосом (намеренно понижаете высоту голоса), разговариваете с ребёнком о том, что именно вам принесло боль и огорчение.
3. Стремитесь к полноценному разговору, где не только вы говорите, но и ребёнок объясняет свою позицию.
Эту технику можно практиковать уже с 1,5 лет.


Самое главное, не наказать ребёнка, а сделать так, чтобы ему не хотелось проказничать. К этому должен стремиться каждый родитель. Но без уважения, без понимания и любви ничего этого не будет достигнуто. Поэтому, кроме требований, давайте ещё и любовь своим детям!


Комментарии:

Добавить комментарий